МЫСЛИ
Фрагменты статей, манифестов, выдержки из записных книжек
Архитектоника бытия
Если бы большинство людей стремилось к познанию и творчеству, а не к власти и потреблению, мир был бы значительно лучше

`16
Применение фрактальной геометрии в архитектуре и дизайне среды
Фрагменты статьи, опубликованной в сборнике Первой международной конференци "Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика"
Среднестатистический житель современного города большую часть жизни проводит в среде, спроектированной и построенной на основе евклидовой геометрии. По 8 часов в день (треть жизни) он спит в прямоугольной коробке своей квартиры, еще по 8 часов он работает в прямоугольной коробке офиса, оставшиеся 8 часов он, как правило, путешествует среди других прямоугольных коробок в искусственно созданной среде, лишь изредка оказываясь в уголках нетронутой природы. Между тем, природная среда, как колыбель всякой жизни, и сам человеческий организм, как часть природы, построены на принципах совсем другой геометрии, открытой только в середине ХХ века, хотя люди на всем протяжении своего существования видели природные объекты и активно взаимодействовали с ними.
(...)
На рубеже XIX – XX вв., в то время как художники искали новые средства выражения и основывали новые течения в искусстве, математики открывали странные объекты, которые было трудно описать и еще труднее – изобразить с помощью традиционных средств. «Канторова пыль» (1883), кривая Пеано (1890), «снежинка Коха» (1904), «салфетка Серпинского» (1915) и множество Жюлиа (1924) – вот лишь некоторые из «математических монстров», не вписывавшихся в рамки традиционной геометрии. [1] И лишь исследования Б. Мандельброта, проводившиеся в 1960 – 1970е гг. с использованием ЭВМ, позволили доказать, что эти математические объекты являются частью совершенно новой области математики – фрактальной геометрии.
(...)
Фрактальная геометрия положила начало современной компьютерной графике, так как простые фрактальные алгоритмы позволяют визуализировать сложнейшие формы, в том числе неотличимые от природных объектов: деревьев, гор, облаков и пр. [2] Предполагается, что фрактальный алгоритм, запрограммированный в генах, отвечает за развитие любого многоклеточного организма из одной-единственной клетки. Дальнейшие исследования в этой области, по всей видимости, позволят создавать механизмы, способные к самоорганизации и саморазвитию. Проектирование зданий и городов, основанное на этих же принципах, приведет к появлению совершенно новых форм, а также иному качеству жизни в городской среде.
Фракталом (от лат. fractus – дробленый, сломанный, разбитый), согласно Б. Мандельброту, «называется структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому» (...) Помимо самоподобия, фрактальные объекты обладают еще рядом замечательных свойств, среди которых – дробная размерность (...) Многие фракталы можно получить на компьютере с помощью итераций – многократно повторяющихся операций геометрического изменения объекта.
Исследованиями в области применения фракталов в архитектуре и градостроительстве занимаются пока немногие ученые, в их числе математик Н. Салингарос, известный своей критикой архитектурного модернизма, в том числе – с позиций фрактальной геометрии. Его исследования показывают, что человек испытывает больший уровень стресса среди гладких и монотонных пространственных структур, из которых состоят современные города. [3] В окружении фрактальных объектов, будь то природные ландшафты или некоторые старинные архитектурные сооружения (готические или барочные церкви), люди начинают чувствовать себя лучше.

С точки зрения функциональности, фракталы в градостроительстве также имеют ряд преимуществ. В частности, фрактальный город имеет удобные связи между объектами в любом масштабе, в отличие от модернистского города, построенного на принципах евклидовой геометрии. [4] Иерархия транспортных коммуникаций позволяет улучшить пропускную способность дорожной сети, уменьшить вероятность заторов и сократить число пересечений.

"Морская звезда", концепция фрактального акваполиса (2015)
Фрактальная схема построения жилого комплекса, конструкция пятиугольного модуля,
"Модулор" Ле Корбюзье как основа пропорционального строя
Исследованиями в области применения фракталов в архитектуре и градостроительстве занимаются пока немногие ученые, в их числе математик Н. Салингарос, известный своей критикой архитектурного модернизма, в том числе – с позиций фрактальной геометрии. Его исследования показывают, что человек испытывает больший уровень стресса среди гладких и монотонных пространственных структур, из которых состоят современные города [3]. В окружении фрактальных объектов, будь то природные ландшафты или некоторые старинные архитектурные сооружения (готические или барочные церкви), люди начинают чувствовать себя лучше.
Когда архитекторы и градостроители изучали живые организмы, чтобы улучшить функционирование проектируемых ими объектов, они зачастую неосознанно использовали фракталы. Проекты жилых районов и университетских комплексов, разработанные в 1960х гг. бюро Ж. Кандилиса для разных городов, имели в своей основе фрактальные принципы, хотя Б. Мандельброт еще даже не опубликовал к тому времени свои первые труды по новой геометрии. Ветвистые структуры в проекте района Тулузы Ле Мирай, а также в других проектах применялись для повышения плотности застройки, а также для того, чтобы сделать ее более разнообразной.
(...)

Автором спроектированы несколько прототипов новых жилых комплексов с фрактальной структурой. Два из них, разработанных в соавторстве со студентами Института дизайна пространственной среды СПГУТД, были представлены на биеннале «Модулор`2015». Следует отметить, что в работе над проектами не использовались программы для автоматической генерации фракталов, так как это внесло бы элемент случайности в проекты. Планировки продумывались на каждом структурном уровне.
Города будущего станут по своей структуре ближе к природным объектам и органично впишутся в естественные ландшафты. Это будут экологически чистые, комфортные и безопасные поселения, красота улиц и зданий в которых будет обусловлена их функциональной и конструктивной целесообразностью, а не декоративистскими потугами самовлюбленных архитекторов, равнодушных к естественным потребностям людей.

"Honeycomb City", фрактальные градостроительные системы (2015)
Фрактальная схема построения жилого комплекса
Архитектурная концепция жилого комплекса, построенного на шестиугольной сетке, была разработана вместе с Е. Марчуковой в начале 2015 года и представлена на выставке студентов и выпускников ИДПС СПГУТД в Союзе Архитекторов Санкт-Петербурга. По сравнению с типовыми жилыми зданиями во фрактальном жилом комплексе улучшенная планировка квартир, каждая из которых выходит на 3 стороны, естественное освещение всех помещений, естественная вентиляция коммуникационных пространств через атриумы, более плотная и многофункциональная структура застройки, комфортная среда на всех уровнях [7].
Концепция фрактального акваполиса, разработанная в соавторстве с А. Калачевой, основана на форме правильного пятиугольника, повторяющейся в разных масштабах. Центральную пятиугольную часть города, где находятся научные, образовательные, культурные, производственные и управленческие центры, окружают 5 пятиугольных жилых районов, каждый их которых имеет подобную структуру: вокруг центральной общественной части группируются жилые комплексы. Они также имеют центральное ядро, которое окружают 5 корпусов, каждый из которых имеет центральный атриум для освещения и проветривания коммуникационных пространств, вокруг которого на каждом этаже располагаются 5 квартир. Жилые единицы имеют центральный пятиугольный холл, из которого можно попасть в 5 функциональных зон: кухню, столовую, гостиную и 2 спальни. Предполагается, что несущей конструкцией комплексов будут служить железобетонные стволы, внутри которых будут проходить различные коммуникации, а к этим опорам будут присоединяться пятиугольные модули легкой конструкции. Все пропорции комплексов основаны на «золотом сечении», а размеры модулей соответствуют «Модулору» Ле Корбюзье.
Фрактальная геометрия является тем фундаментом, на котором будет основана новая методология архитектурно-дизайнерского проектирования.

Полный текст статьи
Применение фрактальных структур в дизайне среды и градостроительстве дает следующие преимущества:
- иерархия коммуникаций и повышение связности частей города;
- более высокая плотность застройки по сравнению с традиционными геометрическими построениями генеральных планов жилых комплексов;
- обогащение функциональной структуры зданий;
- высокая вариативность планировок в жилых и общественных зданиях;
- эстетическая привлекательность застройки и ее близость к природным формам.



`12

Мастерская Ле Корбюзье в Париже
Архитектор глубже, чем теоретик, погружается в существо архитектоники [обитаемой] среды, не только благодаря своей практической деятельности, но и (главным образом) потому, что его мышление (если он - настоящий архитектор) строится на образах, а не на понятиях, на интуитивных озарениях (проявлениях созерцательного начала, - чистое восприятие, без посредников) в большей степени, чем на интеллектуальных (подчиненных Воле) абстракциях. Таким образом, используемый им инструментарий взаимодействия с миром скорее символический..., нежели знаково-понятийный (допускающий лишь однозначное толкование).

(...)

"Грамотный человек так отвлечен [от взаимодействия с миром] на запомненное-заученное, что не видит того, что перед ним - живое". (Б. Г. Устинов).


Из записных книжек

[В органической архитектуре] здание есть нечто большее, чем простая сумма ("композиция", от лат. compositio - складываю) составляющих его элементов, как функциональных или конструктивных, так и элементов формы и цвета (...), - "перетекание" пространств, форм и цветов.

[В типовой архитектуре] здание понимается исключительно как сумма его частей, где нет ничего "загадочного"; однозначное соответствие формы и цвета - функциям и конструкциям (часто его даже нет, либо оно случайно) - механическое сложение пространств, форм и цветов.

Форма (очертания, структура) жилых пространств в типовой архитектуре не вырастает из образа жизни, взаимодействия с коммуникациями, внешним пространством, светом, предметным наполнением (как в органической архитектуре), а регламентирована нормами или отражает уже имеющиеся навыки освоения пространства (прямоугольные помещения с соотношением сторон 1:1 или 2:3; составление из этих прямоугольников жилых секций или, наоборот, разбиение прямоугольного объема на прямоугольники помещений). В декоративистской архитектуре, при сохранении того же принципа, могут появляться незначительные деформации, непрямые углы и т. д. (если декоративизм относится не только к поверхности фасада, но и к структуре: эркеры, балкончики, арочки, портики и т. п.).
Следует отметить, что, если в архитектуре авангарда эксперименты проводились над формой, но не над пространственно-функциональной структурой, то это - "формализм", структурное проявление декоративизма.

"Люди замещают архитектоническую неразвитость сооружений - украшательством" (Б. Г. Устинов).

Images by Eugene Lobanov.
All photo and video materials belong to their owner and are used for demonstration purposes only. Please do not use them in commercial projects.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website